Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну. Ткачева Мария Андреевна, старшая вожатая и учитель искусства (МХК), член районной экспертной комиссии по работе с социальными проектами, бессменный руководитель площадки «Мастерская социального проектирования» на межрегиональном образовательном форуме старшеклассников «Шаг в будущее», эксперт областного образовательного форума «Молодая волна. Наследники Великой Победы», одним из главных направлений своей работы считает освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений. Навыки решения социально значимых проблем более эффективно осваиваются учащимися в ходе социальной практики, когда ребята участвуют в создании социальных проектов.
Социальные проекты - это проекты, которые носят практически-прикладной характер, направленные на решение проблем местного уровня. Позитивной чертой социального проектирования является возможность учащихся увидеть результаты своей деятельности через социологические опросы, интервью, увидеть отношение различных категорий населения к теме их проекта. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, района, области и наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. С психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков делового общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их выполнение. Участие в проекте должно осуществляться исключительно на добровольной основе. Опыт показывает, что лучшие проекты являются результатом искренней заинтересованности и высокой внутренней мотивации.
Проектная деятельность в нашей школе находится на достаточно высоком уровне. Социальные проекты в рамках Всероссийской акции «Я гражданин России!» 7 раз становились призерами районного этапа, 5 раз областного и дважды участвовали в федеральном этапе. Посредством социальных проектов мы улучшаем экологическую обстановку в селе, решаем социальные проблемы, сохраняем и приумножаем историческое наследие. Отдельной категорией выделяем проекты патриотической направленности. Мы возродили школьный краеведческий музей, высадили аллею воинов-интернационалистов, создали юношеский поисковый отряд, работаем над книгой памяти.
Мастер классы и обучающие занятия неотъемлемая часть работы в данном направлении. В таком мастер классе 22 марта приняли участие 16 учащихся 8-11 классов. Занятие состояло из двух частей: теоретической и практической. В первой части ребята познакомились с алгоритмом создания проекта, основными определениями и получили опорные точки для дальнейшей самостоятельной работы. Ребята разделились на группы и,четко следуя инструкции, приступили к работе. Итогом встречи стали два проекта, которые участники презентовали и проанализировали вместе с экспертом.
Как говорят ребята, учиться им всегда в радость! Мастер класс прошел на позитивных эмоциях, но главное - знания, которые участники смогли получить.
|